top of page

Театральный репортаж #1

Идея этой заметки родилась после посещения корреспондентами издательства DHARMA1937 литературно-сценической композиции «В. В. С.» в театре «Содружество актёров Таганки». Было интересно мнение автора спектакля товарища Губенко и то, как он видит жизнь и творчество Высоцкого. В лучших традициях Таганки мы пронеслись сквозь основные вехи жизни поэта, увидели, что его тревожило, что терзало, что радовало, и прочувствовали силу любви его песен. Особенно хочется отметить чудесную игру актёров театра. В Таганке по-другому и не бывает. Все постановки замечательные. 

0e89d1ce527693bd8e05c.jpg

 

После просмотра сложилось впечатление, что Высоцкий был человеком своей эпохи, прямым отражением хрущёвщины. В то время партия уже отказалась от диктатуры пролетариата и, как следствие, стала отрываться от народа. Уже прошёл XX съезд, который стал отправной точкой для возрождения контрреволюции. Процесс гниения стал пронизывать все слои общества. И видно, что Владимиру это не давало покоя. Посредством творчества он пытался найти ответ на вопрос, почему всё так складывается. Удалось ли ему это? Да, но с некоторыми оговорками. Образы той эпохи до боли напомнили нам современную путинскую Россию с её бюрократией, шизофренией, когда люди всё сильнее атомизируются. Оттого ещё мощнее было впечатление от военных песен Высоцкого. Как из ненависти и боли в сердцах солдат рождалась любовь. Почему так? Как кажется, потому, что большевики были гуманистами, людьми высочайшей организации сознания. Они несли в себе силу Знания марксизма-ленинизма. И даже несмотря на то, что окружение Высоцкого было сплошь из контрреволюционеров и реакционной интеллигенции, которая ненавидела Сталина, поэт всё-таки чувствовал нерв народа. А ведь многих интеллигентов репрессии не коснулись. Да только творчество уже стало трансформироваться и искать свободу в ложных идолах. И ведь не просто так жизнь Высоцкого так трагически закончилась. Всю боль и страдания той эпохи, эпохи закостенелой, он пропускал сквозь себя. И, как кажется, давая характеристику «русской жизни», Высоцкий так и не смог дать точный ответ на вопрос — куда мы движемся, что же с нами будет, куда уходит наше достоинство, где же теряется честь. Люди, очнитесь, гроза близко! Эти слова отражались в нас, когда мы наблюдали за постановкой Губенко. Удивительны параллели с текущей реальностью. 

А закончить хочется сильнейшим стихотворением Высоцкого, которое было написано им в детстве. Эта клятва достойного Человека. И, быть может, останься ВКП(б) — мы бы сейчас были наследниками несколько иной поэзии Владимира. Да и страна была бы другая. Но это не повод опустить руки. Это повод взять на вооружение напутствие дорогого товарища Ленина: учиться, учиться и ещё раз учиться. 

Время главных боёв впереди! 

«Моя клятва»

Опоясана трауром лент,

Погрузилась в молчанье Москва,

Глубока её скорбь о вожде,

Сердце болью сжимает тоска.

 

Я иду средь потока людей,

Горе сердце сковало моё,

Я иду, чтоб взглянуть поскорей

На вождя дорогого чело...

 

Жжёт глаза мои страшный огонь,

И не верю я чёрной беде,

Давит грудь несмолкаемый стон,

Плачет сердце о мудром вожде.

 

Разливается траурный марш,

Стонут скрипки и стонут сердца,

Я у гроба клянусь не забыть

Дорогого вождя и отца.

 

Я клянусь: буду в ногу идти

С дружной, крепкой и братской семьёй,

Буду светлое знамя нести,

Что вручил ты нам, Сталин родной.

 

В эти скорбно-тяжёлые дни

Поклянусь у могилы твоей

Не щадить молодых своих сил

Для великой Отчизны моей.

 

Имя «Сталин» в веках будет жить,

Будет реять оно над землёй,

Имя «Сталин» нам будет светить

Вечным солнцем и вечной звездой.

1953 г.

Жизненный путь этого писателя очень познавателен. Среди его предков были люди совершенно разных профессий. Один из его дедов был швейцаром, другой же в эпоху нэпа вначале открыл мастерскую театрального грима, а затем работал юрисконсультом, химиком, экономистом. Сильна была Советская власть, если дети вчерашних крестьян становились бессмертными классиками. 

Со второго класса маленький Володя начал заниматься музыкой, после седьмого класса — литературой, поэзией. Значительно на творчество молодого Высоцкого повлияли представители золотой молодёжи, репрессированной интеллигенции и уголовной среды. Следует понимать, что после смерти дорогого товарища Сталина все эти прослойки общества стояли на контрреволюционных позициях. 

Поступив в технический вуз Высоцкий понял, что инженерная специальность не то, чем он хочет заниматься, и поступил в школу-студию МХАТ. Свобода выбора у молодых людей тех лет: захотел — попробовал себя в одной специальности, захотел — пошёл в другую. Это несколько отличается от того, что нам сейчас пытаются втюхать идеологи капиталистической России, рассказывая про тоталитаризм Советского Союза, где все ходили строем. Любимый предмет Высоцкого в годы студенчества — это литература, но и диамат/истмат поэт сдал на отлично.

Первые песни Высоцкого наполнены лагерной и дворовой романтикой. Особенность такого творчества в том, что слушателям казалось, что автор произведений сам бывал в лагерях, настолько всё в них было детализировано. 

В 1964 года Высоцкий пришёл в театр на Таганке, который стал для него «своим». Владимир снимался в кино, писал для фильмов музыку. Большая часть произведений не дошла до большого экрана, а фильм «Интервенция», к примеру, так и не вышел при жизни актёра. Это связано с серьёзной критикой Владимира — так называемой газетной компанией 1968 года. 

С середины 60-х творчество поэта трансформируется, начинает формироваться «энциклопедия русской жизни», появляются замечательные военные произведения.

 «Правда только там, где прорывается боль». Такой был девиз Высоцкого при подготовке «Преступления и наказания» по Достоевскому. Отдельно отмечаем образ Гамлета, где Владимир в своей роли показал страдания всего мира. 

Оставил свой след Высоцкий и в советском кино, сыграв множество ролей. 

Но являясь человеком-нервом, пропуская сквозь себя страдания общества, Владимир загубил себя дурными привычками. Он не нашёл иного выхода. И это является трагедией одного большого человека.

d420806bdbe7b1e0909a5.jpg

Брат и Серпилин

20 февраля 2020 г.

bottom of page