top of page

Могильщикам

По мотивам брошюры «Сталин и Хашим»

 http://apsnyteka.org/2038-stalin_i_khashim_1937.html

Небольшая книжка, в которой изложены эпизоды батумского подполья 1901–1902 гг., написана лёгким и живым языком, хотя и повествует о нелёгкой и опасной работе Кобы по организации сил, растущих в рабочих гетто. 

e96e6c3535b47c6bac849.jpg

Одна из самых больших проблем для правильных людей что тогда, что сейчас — как собраться и обсудить свои дела без лишнего палева перед кем бы то ни было. Наши духовные отцы решали эту проблему по-разному. Во время особо бдительной полицейской слежки товарищу Сталину, например, хорошим подспорьем послужило местное кладбище. Спешим успокоить обывателя — сатанизм и красная каббала тут ни при чём. В битве между наукой и оккультизмом побеждают люди науки. СМЕРШ всегда сильнее Аненербе.

Для коммуниста кладбище интересно сразу в нескольких аспектах. Если рассматривать экономическую сторону явления, за кажущейся тишиной последнего пристанища кипит лихая жизнь. Насквозь коррумпированная «индустрия смерти» становится ареной битв за передел собственности и прибылей. Широко известно побоище на Хованском кладбище (2016 г.), в котором приняло участие несколько сотен человек, закончилось тремя трупами и несколькими десятками раненых. В СМИ излагались разные версии. В Думе говорили о необходимости окончательного решения «кладбищенского вопроса». Однако со временем резонанс сошёл на нет, а речи об усилении контроля за кладбищами кончились тем, что в 2019 году разрешили работу частным некрополям, что больше похоже на утерю государственного контроля, нежели на его усиление. Что-то подсказывает, что порядка больше не стало. Отношения, царящие в похоронной сфере, есть копия отношений эпохи первоначального накопления капитала на Руси, и потому они представляют живой интерес для исследователя. 

Для рабочих собраний сотню лет назад дополнительное прикрытие обеспечивал работник местной социал-демократической ячейки, Илларион Качахмадзе, сторож и одновременно землекоп на кладбище Соук-Су. Этого человека ярко характеризует эпизод, в котором он выполнил порученную задачу: сберечь от полиции типографское оборудование. С печатным станком на плечах, по дороге от кладбища до дома, он сумел дважды скрыться от жандармов и казаков. Данная операция потребовала недюжинной физической силы и психической устойчивости. Характер труда кладбищенского рабочего обеспечивает развитие в человеке столь нужных качеств. А так как со временем функции рабочего на кладбище изменились не сильно, то для коммуниста подобный кадр представляет определённый профессиональный интерес. 

87a4289abefa17678c74d.jpg

Также нельзя забывать про ряд «технических» особенностей мест захоронения. В эпоху развития цифровых технологий и средств связи перед гражданами остро встаёт проблема сохранения приватности личной жизни, например — социальных связей и свободы передвижения. Но здесь мы как городские жители в большинстве своём оказываемся в ловушке. Попав, например, в лес, горожанин без телефона и навигатора оказывается фактически беспомощен, так как навыки ориентирования в дикой местности у него развиты либо очень слабо, либо вовсе находятся на уровне нуля. В городе же можно ориентироваться на память, знакомую топографию, названия улиц и номера домов. То есть, даже не имея гаджетов, человек в городе может найти нужное место в нужное время. Кладбище же по своей структуре напоминает нормальную городскую среду, имеет свои «улицы» и «переулки», а также состоит из чётких ориентиров-надгробий чуть более, чем полностью. Немаловажна здесь ещё одна особенность — большинство кладбищ засажено деревьями, зачастую высокими, что затрудняет наблюдение с воздуха. Случайные посетители на кладбище — редкость, в отличие от тех же парков, а залётного гота или сатаниста видно сразу и за версту. В общем, сплошные удобства.

Кладбище как культовое сооружение есть место сакральное. Большинство могил принадлежат людям, умершим на протяжении прошедшей сотни лет. Небольшой период, однако вместивший в себя события, сформировавшие страну и её население такими, какими мы их знаем сейчас. Герои и жертвы Революции и Гражданской войны, большевики и предатели времён Чисток в Партии, герои Великой Отечественной Войны, отстоявшие Родину, рабочие и крестьяне — строители рабочего государства, участники новой Гражданской войны, населяющие так называемые «аллеи братков», и многие, многие другие. Кто-то из них был нашим врагом, а кто-то ждёт нас в Вечном Строю. Проходя по кладбищу, помни, что и ты сойдёшь в могилу. Но сойти ты можешь субъектом, оставив наследие и послужив прогрессу. И тогда жизнь твоя продлится даже когда тело давно истлеет. 

76c6bea5258c3db03bc7e.jpg

Маркс метко определяет пролетариат как могильщика капитализма. Партия как авангард пролетариата является организованной бригадой могильщиков, профессионально овладевающих этим ремеслом. А где изучить дело наилучшим образом, как не на самом рабочем месте?

bottom of page